Методические рекомендации по организации образовательного процесса

img159

  1. 1.      Общие положения

     Настоящие методические рекомендации регулируют порядок организации учебного процесса в МБОУ «МУК п. Пионерский», именуемые дальше -  Автошкола, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, Постановления правительства Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и наук Российской Федерации, Уставом МБОУ «МУК п. Пионерский», и другими локальными актами МБОУ «МУК п. Пионерский».

   Под учебным процессом понимается целенаправленная деятельность руководителя МБОУ «МУК п. Пионерский», педагогического коллектива, обеспечивающая подготовку учащихся по рабочим программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств.

  1. 2.      Организация учебного процесса

 

2.1.            Подготовка водителей ТС осуществляется в очной утренней, дневной и вечерней формах обучения  и выходные дни (суббота).

2.2.       Учебные группы по подготовке водителей комплектуются численностью не более:

- 30 человек для категории «А»;

- 30 человек для категории «А1»;

- 30 человек для категории «В»;

- 30 человек для категории «С»;

- 30 человек с категории «В» на категорию «С»;

- 30 человек с категории «С» на категорию «В».

 

2.3.  Рабочие учебные планы и рабочие программы профессиональной подготовки водителей  транспортных средств разрабатываются  МБОУ «МУК п. Пионерский» на основании соответствующих примерных программ, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации, а так же других нормативных актов.  

2.4.  Сроки обучения устанавливаются, исходя из объемов рабочих учебных планов и рабочих программ, режимов обучения и согласуются с  экзаменационным  подразделением ГИБДД.

2.5.Учебная нагрузка при организации занятий в формеочной утренней, дневной и вечерней формах обучения  и выходные дни (суббота) не должна превышать 6 часов в день и 30 часов в неделю. Режим обучения в группе выходного дня не должна превышать  6 часов в день.

2.6. Учебная нагрузка на одного обучающегося при проведении занятий по практическому вождению транспортных средств в течение одного дня не должна превышать трех часов.

2.7. Занятия в МБОУ «МУК п. Пионерский» приводятся  на основании   расписании теоритических занятий и графиков практического учебного процесса.

2.8. Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучающимся в соответствии с графиком очередности обучения вождению.      Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.

2.9. Первоначальное обучение вождению транспортных средств  проводится на автодроме.

2.10. К обучению практическому вождению в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.

2.11. Обучение практическому вождению проводится на учебном транспортном средстве, оборудованном в установленном порядке и имеющим опознавательные знаки «Учебное транспортное средство»,  учебном автодроме (площадке для учебной езды) и на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей подготовку водителей, и согласованных с ГИБДД.

2.12. На занятии по вождению обучающий (мастер производственного обучения)  имеет при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, подкатегории.

2.13. Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, удовлетворяют квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям.

2.14.  Информационно-методические условия реализации Образовательной  программы включают:

учебный план;

календарный учебный график;

рабочие программы учебных предметов;

методические материалы и разработки;

расписание занятий.

3.Требования к результатам освоения Рабочей программы

 

 

3.1. Рабочие программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств категории  «В», «С».  В требованиях к результатам освоения рабочей программы описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения рабочей программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт управления транспортным средством. 

4. Структура и содержание Рабочей программы

4.1.  Рабочие программы  представлены учебным планом, тематическими планами по учебным предметам,  рабочими программами по учебным предметам.

4.2. В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.

4.3. В тематическом плане по учебному предмету раскрывается последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

4.4. В рабочих  программах учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом  программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С».

5. Рекомендации к условиям реализации Рабочей программы

5.1. В рабочих программах представлены рекомендациями по организации учебного процесса, учебно-методическому и кадровому обеспечению.

Рекомендации по организации учебного процесса:

  1. Учебные группы по подготовке водителей создаются численностью не более установленной в соответствии с полученной лицензией по данному подразделению.
  2. Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.

3. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий  составляет 1 академический час (45 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.

4. Продолжительность учебного часа практического обучения вождению  составляет 1 астрономический час (60 минут).

При  практическом обучении вождению 1 астрономический час (60 минут) включается  время на:

- осмотр транспортного средства, вводный инструктаж – 10 минут;

- практическое вождение –45 минут;

- подведение итогов, оформление документов - 5 минут.

При 2-х часовом практическом обучении вождению (120 минут), включается  время на:

- осмотр транспортного средства, вводный инструктаж – 10 минут;

- практическое вождение –45 минут;

- перемена – 5 минут;

- практическое вождение –45 минут;

- подведение итогов, оформление документов - 15 минут.

5. Каждое задание программы обучения вождению разбивается на отдельные упражнения, которые разрабатываются организацией, осуществляющей подготовку водителей, и утверждаются ее руководителем.

Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия. Контрольное занятие проводится на площадке для учебной езды. В ходе за­нятия проверяется качество приобретенных навыков управления транспортным средством путем выполнения соответствующих упражнений.

Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.

5. 2. Теоретическое и практическое обучение проводятся в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и  учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки водителей.

5.3. В ходе практического обучения по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» обучающиеся должны уметь выполнять приемы по оказанию доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.

5.4. В ходе теоретического обучения по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» обучающиеся должны знать:

-   Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;

- Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения;

- Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах;

- Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии.

5.5.  По предметам «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» и «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» проводится зачет.

5.6. По завершению обучения проводится итоговая аттестация. Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается руководителем организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств.

Основными видами аттестационных испытаний являются: комплексный экзамен и практический экзамен по управлению транспортным средством.

Комплексный экзамен проводится по предметам:

"Основы законодательства в сфере дорожного движения";

"Психофизиологические основы деятельности водителя";

"Основы управления транспортными средствами";

"Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии".

Экзамен и зачеты проводятся с использованием автоматизированных систем, время, отводимое на экзамен уменьшается до фактически затраченного.

Практический экзамен по управлению транспортным средством проводится в два этапа. Первый этап проводится на закрытой  площадке или автодроме, второй этап – на  контрольном маршруте в условиях реального дорожного движения.

Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом.

По результатам положительной итоговой аттестации выдается свидетельство о прохождении обучения действующего образца.

   Выдача водительского удостоверения на право управления транспортным средством производится подразделениями ГИБДД после сдачи квалификационных государственных экзаменов.

Рекомендации к учебно-методическому  обеспечению  учебного процесса:

    Перечень учебных материалов для подготовки водителей транспортного средства категории «В» содержится в приложении к программе.

Требования к кадровому обеспечению  учебного процесса:

Преподаватель:

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Занятия по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» про­водятся  медицинским работником с высшим или средним профессиональным образованием медицинского профиля.

Мастер производственного обучения

  Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ТРАНСПОРТНЫХ  СРЕДСТВ  КАТЕГОРИИ «А»

 ( с механической  трансмиссией)

 

В результате освоения Образовательной программы обучающиеся должны знать:

  • Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
  • правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • основы безопасного управления транспортными средствами;
  • цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";
  • особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
  • способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
  • порядок вызова аварийных и спасательных служб;
  • основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
  • основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
  • проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
  • правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
  • современные рекомендации по оказанию первой помощи;
  • методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
  • состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.

 

В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны уметь:

  • безопасно и эффективно управлять транспортным средством(составом транспортных средств) в различных условиях движения;
  • соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством(составом транспортных средств);
  • управлять своим эмоциональным состоянием;
  • конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
  • выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства(состава транспортных средств);
  • устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства(состава транспортных средств);
  • выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
  • информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
  • использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
  • прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством(составом транспортных средств);
  • своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
  • выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
  • совершенствовать свои навыки управления транспортным средством(составом транспортных средств).

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ТРАНСПОРТНЫХ  СРЕДСТВ  ПОДКАТЕГОРИИ «А1»

 ( с механической  трансмиссией)

 

В результате освоения Образовательной программы обучающиеся должны знать:

  • Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
  • правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • основы безопасного управления транспортными средствами;
  • цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";
  • особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
  • способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
  • порядок вызова аварийных и спасательных служб;
  • основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
  • основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
  • проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
  • правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
  • современные рекомендации по оказанию первой помощи;
  • методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
  • состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.

 

В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны уметь:

  • безопасно и эффективно управлять транспортным средством(составом транспортных средств) в различных условиях движения;
  • соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством(составом транспортных средств);
  • управлять своим эмоциональным состоянием;
  • конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
  • выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства(состава транспортных средств);
  • устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства(состава транспортных средств);
  • выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
  • информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
  • использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
  • прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством(составом транспортных средств);
  • своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
  • выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
  • совершенствовать свои навыки управления транспортным средством(составом транспортных средств).

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ « В»

( с механической трансмиссией)

В результате освоения Образовательной программы обучающиеся должны знать:

  • Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
  • правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • основы безопасного управления транспортными средствами;
  • цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";
  • особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
  • способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
  • порядок вызова аварийных и спасательных служб;
  • основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
  • основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
  • проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
  • правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
  • современные рекомендации по оказанию первой помощи;
  • методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
  • состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.

В результате освоения Образовательной программы обучающиеся должны уметь:

  • безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;
  • соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);
  • управлять своим эмоциональным состоянием;
  • конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
  • выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
  • устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);
  • обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
  • выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
  • информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
  • использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
  • прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
  • своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
  • выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
  • совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств).

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «С»

( с механической трансмиссией)

 

В результате освоения Образовательной программы обучающиеся должны знать:

  •  правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
  •  правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  •  основы безопасного управления транспортными средствами;
  •  цели и задачи управления системами "водитель-автомобиль-дорога" и "водитель-автомобиль";
  •  особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
  •  способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
  •  порядок вызова аварийных и спасательных служб;
  •  основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения:  пешеходов, велосипедистов;
  •  основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
  •  проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями  транспортных средств и их последствиями;
  •  правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
  • современные рекомендации по оказанию первой помощи;
  •  методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
  • состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.

В результате освоения Образовательной программы обучающиеся должны уметь:

  •  безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;
  •  соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);
  •  управлять своим эмоциональным состоянием;
  •  конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
  •  выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
  •  устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);
  •  обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
  • выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
  • информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
  •  использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
  •  прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
  •  своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
  •  выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожнотранспортном происшествии;
  •  совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств).