Программа "Мотокружок"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»


Рассмотрено
на метод. совете
протокол №___
от «___» ___________ 20___ г.

 

Утверждаю:
Директор МБОУ «МУК п. Пионерский»
____________ Г.П. Наумов
Приказ № ____
«___» _______________ 20__ г.

 

 


Общеобразовательная программа
спортивно-технической направленности
«Мотокружок»

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Квалификационные требования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

3. Учебный план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

4. Тематический план и программа «Устройство и техническое обслуживание». . .. . . . . . . . . . . . 7

5. Тематический план и программа «Основы законодательства в сфере дорожного движения». . . . . . . 11

6. Тематический план и программа «Основы управления транспортным средством и безопасность движения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 
7. Тематический план и программа «Оказание медицинской помощи». . . . . 21

8. Вождение мотоцикла. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

9. Перечень учебного оборудования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

10. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Учебный план и программа разработаны в соответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и стандарта Российской Федерации по профессии «Водитель транспортного средства категории «А».
     Для подготовки водителей на право управления мототранспортными средствами категории «А» (далее мотоцикл) принимаются лица, состояние здоровья которых соответствует медицинским требованиям для данной категории, имеющие возраст к концу обучения 16 лет.
     Учебный план – документ, обязательный для выполнения каждым обучающимся. Указанный в нем перечень предметов, общее количество часов, отводимое на изучение каждого предмета, а также предметы, выносимые на экзамены и зачеты не могут быть изменены.
Последовательность изучения отдельных тем программ и количество часов, отделенных на изучение тем, может в случае необходимости изменятся при условии, что программы будут выполнены полностью.
     Все изменения, вносимые в учебные программы должны быть рассмотрены методической комиссией и утверждены руководителем образовательного учреждения.
      Для проведения занятий по всем предметам программы оборудуется один комплексный кабинет, а при достаточном аудиторном фонде могут оборудоваться два специализированных кабинета: один – по устройству и техническому обслуживанию; второй – по правилам дорожного движения, основам управления транспортным средством и безопасности движения, оказанию первой медицинской помощи в соответствии с       Перечнем оборудования учебных кабинетов (приложение №1).
Программой предусматривается изучение устройства и технического обслуживания одной из наиболее массовых моделей мотоцикла и ознакомление с конструктивными особенностями мотоциклов других марок.        При целевой подготовке групп для вождения других мототранспортных средств изучается соответствующее мототранспортное средство.
     Учебные группы по подготовке водителей создаются численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических, лабораторно - практических (практических) занятий – 45 минут, при обучении вождению – 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых.
Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения вождению (инструкторами) в журналах учета занятий.
Изложение материала по устройству мотоцикла целесообразно проводить в следующей последовательности: название (системы, механизмы, сборочной единицы, прибора), назначение, принцип действия, основные характеристики, конструкция, параметры регулировки и контроля, характерные неисправности. Изучение предмета сопровождается показом на материальной части, стендах, макетах, просмотром фрагментов из учебных фильмов, диафильмов и применением других технических средств обучения. Изложение тем по обслуживанию мотоцикла целесообразно проводить в следующей последовательности: название операции, назначение, периодичность, порядок (последовательность) ее выполнения. В ходе этих занятий изучаются вопросы техники безопасности.
      Навыки в выполнении работ по техническому обслуживанию и устранению простейших неисправностей проводится под руководством мастера производственного обучения вождению. В этих целях каждый обучаемый, согласно графику вождения, привлекается для проведения контрольного осмотра (в первый час занятия).
      Преподаватели и мастера производственного обучения (инструктора), работающие в образовательных учреждениях не имеющие педагогического образования в течение года с момента утверждения программы, а лица вновь поступившие на работу должны пройти обучение по программам курса «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей автотранспортных средств, разработанным Институтом развития профессионального образования и утвержденным Минобразованием России, с выдачей Удостоверения установленного образца.
     Повышение квалификации инженерно – педагогических работников образовательных учреждений проводится один раз в пять лет по программам, разработанным Институтом развития профессионального образования и утвержденным Минобразованием России.
     Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения вождению (инструктором) индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
     Обучение вождению проводится на мотоцикле без коляски, при целевом обучении – на соответствующем мототранспортном средстве.
     На основе примерных программ в образовательном учреждении для каждого задания разрабатываются упражнения. Упражнения по вождению мотоцикла выполняются на площадке для учебной езды, которая должна иметь твердое покрытие, разметку и соответствующее оборудование. Тема «Вождение по дорогам» отрабатывается на кольцевом маршруте площадки для учебной езды, на котором устанавливается соотвествующее оборудование (макеты транспортных средств, линии «Стоп», дорожные знаки и другие элементы). В ходе обучения вождению мастер должен требовать от обучаемого точного соблюдения Правил дорожного движения.
     При отработке упражнений по вождению предусматривается проведение контрольного осмотра и выполнение работ по ежедневному обслуживанию мотоцикла.
Учет упражнений, выполняемых учащимися во время занятий по практическому вождению мотоцикла. К экзаменам допускаются лица, прошедшие полный курс обучения, предусмотренный примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «А». Экзамены проводятся по экзаменационным билетам, разработанным в образовательном учреждении на основе примерных, утвержденных Минообразованием России.
     Внутренний экзамен по практическому вождению проводится на площадке для учебной езды.
Для проведения экзаменов приказом руководителя из числа сотрудников образовательного учреждения назначается экзаменационная комиссия в составе председателя и двух членов комиссии.
Результаты внутренних экзаменов оформляются протоколом.
Лицам, сдавшим экзамены, выдается свидетельство установленного образца о прохождении обучения, которое предъявляется в государственную инспекцию безопасности дорожного движения при сдаче экзаменов для получения водительского удостоверения. Форма свидетельства утверждается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Образовательные учреждения занимающиеся подготовкой водителей транспортных средств, вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечиваются бланками свидетельств Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации уполномоченной им организацией.
Выдача водительского удостоверения производится Государственной инспекцией безопасности дорожного движения после сдачи квалификационных экзаменов. 

К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н Ы Е Т Р Е Б О В А Н И Я

Водитель транспортного средства категории «А» должен уметь:
 управлять мотоциклом в различных дорожных и метеорологических условиях;
 соблюдать Правила дорожного движения и не допускать дорожно- транспортных происшествий;
 проверять техническое состояние мотоцикла перед выездом и проводить техническое обслуживание после возвращения из рейса;
 устранять неисправности, возникающие в пути, с помощью имеющегося инструмента;
 оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и соблюдать требования по их транспортировке.

Водитель транспортного средства категории «А» должен знать:

 правила дорожного движения;
 назначение устройство и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей мотоцикла;
 признаки неисправностей, возникающих в пути и способы их устранения;
 влияние погодных условий (дождь, туман, гололед и др.) на безопасность движения;
 приемы и последовательность действий при оказании первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
 правила техники безопасности при техническом обслуживании мотоцикла и обращении с эксплуатационными материалами;
 ответственность за нарушение административного, уголовного кодексов. Правил дорожного движения, правил эксплуатации мотоцикла и загрязнения окружающей среды.

 


УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки водителей транспортных средств категории «А» количество часов 106


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА 

«УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»


1. Классификация мототранспортных средств и общее устройство мотоцикла - 1 час;
Раздел 1.Двигатель
2. Общее устройство и работа двигателя - 1 час;
3. Система смазывания и охлаждения двигателя -1 час;
4. Топливо и горючие смеси. Система питания -1 час;
5. Лабораторно-практическая работа
«Обслуживание механизмом и система двигателя»  - 1 час.

Раздел 2. Электрооборудование
6. Источники тока. Система зажигания -  1 час;
7 Приборы освещения и сигнализации-  1 час;
8. Обслуживание электрооборудования - 1 час.

Раздел 3. Трансмиссия
9. Устройство и работа трансмиссии - 1 час;
10. Обслуживание трансмиссии - 1 час.

Раздел 4. Несущая система. Ходовая часть. Органы управления.
11. Устройство рамы мотоцикла, рамы и кузовая боковая прицепа-  1 час;
12. Устройство и работа ходовой части -  1 час;
13. Устройство и работа органов управления - 1 час;
14. Обслуживание несущей системы, ходовой части и органов управления - 1 час;
15. Особенности эксплуатации мотоцикла зимой, летом и в период обкатки - 1 час.
Всего: 15

Тема 1. Классификация мототранспортных средств и общее устройство мотоцикла – 1 ч.
Разновидности мототранспортных средств: мотоциклы, мотороллеры, мотонарты.
Классификация мотоциклов: сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые (по рабочему объему); двухтактные и четырехтактные (по рабочему процессу). Общее устройство мотоцикла.

Раздел 1. Двигатель

Тема 2 Общее устройство и работа двигателя. – 1 ч.
Общее устройство, основные механизмы и системы двигателя. Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма.
Назначение, устройство и работа механизма газораспределения.
Рабочий процесс одноцилиндрового двукратного двигателя и рабочий процесс четырехтактного одно и двухцилиндрового двигателя.


Тема 3. Системы смазывания и охлаждения двигателя – 1 ч.
Назначение, устройство смазочной системы двигателя. Работа деталей смазачной системы.
Способы охлаждения двигателя. Принципы перегрева двигателя. Способы предупреждения двигателя.

Тема 4. Топливо и горючие смеси. Система питания – 1 ч.
Сорта и качественные показатели бензина для мотоциклетных двигателей. Топливные смеси для двухтактных мотоциклетных двигателей масла, применяемые для их изготовления. Соотношение масла и бензина в топливных смесях.
Назначение и общее устройство системы питания. Приборы системы питания. Работа карбюратора: при пуске двигателя на холостом ходу, на средних и полных нагрузках двигателя. Неисправности карбюратора и способы их устранения.

Тема 5. Обслуживание механизмом и система двигателя - 1 ч.
Обслуживание механизмов двигателя. Очистка от пыли и грязи картера цилиндра и головки (при необходимости), подтяжка гаек крепления головки, крышек картера, проверка на отсутствие подтекания и подсоса воздуха в соединениях. Очистка камеры сгорания от нагара.
Регулировка зазоров клапанов в четырехкратном двигателе. Обслуживание смазочной системы. Проверка уровня масла, смена масла, устранение подтеканий.
Обслуживание системы питания. Осмотр карбюратора; очистка от пыли и грязи, устранение подтеканий, регулировка режима «холостого хода», обслуживание воздухоочистителя, обслуживание системы выпуска.

Раздел 2. Электрооборудование

Тема 6. Источники тока. Система зажигания- 1 ч.
Назначение аккумуляторной батареи. Назначение общее устройство и работа генератора и реле – регулятора.
Система зажигания. Принципиальная схема батарейного зажигания. Приборы батарейного зажигания, их назначение и расположение на мотоцикле. Схема системы зажигания от генератора переменного тока. Электронная система зажигания. Позднее и ранее зажигание, их признаки. Влияние момента зажигания на мощность, тепловой режим и износ деталей двигателя. Установка зажигания.
Неисправности приборов системы зажигания и способы их устранения.

Тема 7. Приборы освещения и сигнализации – 1 ч.
Назначение, размещение, устройство и работа фары и заднего фонаря, переключателя освещения, переключателя дальнего и ближнего света. Указателя поворота. Звуковой сигнал, его устройство и работа.
Неисправности приборов освещения и сигнализации и способы их устранения.

Тема 8. Обслуживание электрооборудования- 1 ч.
Аккумуляторная батарея: очистка поверхности мастики и клемм от загрязнений, проверка уровня и плотности электролита.
Генератор: проверка крепления генератора, состояния щеток коллектора, контактов, проводов.
Регулятор напряжения, реле обратного тока: очистка от пыли и грязи; проверка крепления регулятора напряжения и реле – регулятора и привода.
Система зажигания. Проверка состояния и крепления приборов системы зажигания, проверка зазора между контактами прерывателя – распределителя и их состояние; проверка и очистка электродов свечи, установка зазора между электродами свечи согласно инструкции.
Коммутатор электронный тиристорный: очистка от пули и влаги, проверка надежности электрического соединения коммутатора с «массой», при необходимости подтяжка резьбовых соединений.

Раздел 3. Трансмиссия

Тема 9. Устройство и работа трансмиссии.- 1 ч.
Назначение и типы сцепления. Устройство и работа сцепления. Назначение, устройство и работа коробки передач и механизма переключения. Назначение, устройство и работа пускового механизма. Назначение, устройство и работа карданной и цепной передач.
Неисправности трансмиссии и способы их устранения.

Тема 10. Обслуживание трансмиссии-1 ч.
Проверка работоспособности привода выключателя сцепления. Регулировка свободного хода рычага сцепления. Поверка неисправности механизма выключения. Уход за приводом сцепления.
Внешний осмотр коробки передач. Проверка работоспособности механизма переключения. Долив или смена масла в коробке передач.
Цепная передача. Осмотр цепной передачи и определение технического состояния ведущей, ведомой звездочек и цепи. Определение натяжения и величины прогиба цепи. Регулировка натяжения цепи. Уход за цепной передачей.
Карданная передача. Осмотр карданной передачи и определение ее технического состояния. Смазка крестовины. Проверка работоспособности главной передачи. Проверка уровня масла в картере главной передачи. Порядок замены масла в картере главной передачи.

Раздел 4. Несущая система. Ходовая часть. Органы управления

Тема 11. Устройство рамы мотоцикла, рамы и кузовая боковая прицепа- 1 ч.
Назначении и устройство рамы мотоцикла. Конструктивные разновидности рам. Назначение и устройство рамы бокового прицепа и кузова.

Тема 12 Устройство и работа ходовой части – 1 ч.
Назначении, общее устройство и работа задней подвески, передней вилки, торсионной подвески бокового прицепа, и заднего тормозов.
Колеса и шины.

Тема 13. Устройство и работа органов управления - 1 ч.
Назначении. Общее устройство и работа органов управления (рулевой колонки), рулевого амортизатора (демпфера), рычагов управления сцеплением, передним тормозом, декомпрессором; педалей пускового механизма. Ножного тормоза; рычага переключателя передач (ножного, ручного). Кнопочные переключатели освещения, сигнализации и контроля.

Тема 14. Обслуживание несущей системы, ходовой части и органов управления - 1 ч.
Несущая система: осмотр рамы мотоцикла, рамы и кузова бокового прицепа.
Ходовая часть: осмотр и выявление неисправностей передней и задней подвески (крепление, подтекание жидкости, состояние пружин).
Осмотр и определение технического состояния колес и шин (состояние ступицы, спиц, обода, наличие смазки в подшипниках колес, давление в шинах). Регулировка развала и схождения колес мотоцикла и бокового прицепа.
Органы управления: осмотр и определение технического состояния рулевой колонки и рулевого амортизатора; регулировка демпфера; проверка работоспособности привода управления переднего и заднего тормозов.

Тема 15. Особенности эксплуатации мотоцикла зимой, летом и в период обкатки – 1 ч.
Подготовка органов управления в условиях низких температур. Подготовка аккумуляторной батареи к эксплуатации зимой.
Замена смазки в подшипниках колес. Определение уровня износа покрышек и их замена. Применение специальной цепи «браслета» на ведущее колесо.
Подготовка топливной системы к эксплуатации в летних условиях. Очистка двигателя от масел и грязи. Замена смазки в подшипниках колес.
Обкатка нового мотоцикла.
Выбор скоростного режима, соблюдение температурного режима, замена масла в коробке перемены передач, применение марок топлива и масел согласно указаниям заводской инструкции.

 

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА 

«ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» 

РАЗДЕЛ I. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров – 2 ч.
Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.
Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.
Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции.
Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам.
Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.
Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Тема 2. Дорожные знаки – 10 ч.
Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки.
Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.
Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.
Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Права водителей с ограниченными физическими возможностями и водителей, перевозящих таких лиц. Зона действия запрещающих знаков.
Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения.
Знаки особых предписаний. Назначение, общие признаки. Название, назначение и место установки каждого знака.
Информационные знаки. Назначение. Общие признаки знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения.
Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки.
Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака.

Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристики – 2 ч.
Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.
Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.
Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

Практическое занятие по темам 1-3 – 1 ч.
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой.

Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств – 4 ч.
Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов.
Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Действия водителя при наличии полосы разгона (торможения). Места, где запрещен разворот.
Порядок движения задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом.
Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.
Расположение транспортных средств на проезжей части. Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, видов транспортных средств, скорости движения.
Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением.
Опасные последствия несоблюдения правил расположения транспортных средств на проезжей части.
Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничения скорости в населенных пунктах. Ограничения скорости вне населенных пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств. Запрещения при выборе скоростного режима. Выбор дистанции и интервалов. Особые требования для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств.
Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции.
Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещен.
Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъемах и спусках. Опасные последствия несоблюдения правил обгона и встречного разъезда.
Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населенных пунктов. Меры предосторожности при постановке транспортного средства на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещены.
Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

Тема 5. Регулирование дорожного движения – 2 ч.
Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе.
Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение.
Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

Практическое занятие по темам 4-5 – 3 ч.
Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.
Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.

Тема 6. Проезд перекрестков- 4 ч.
Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества.
Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.
Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог.
Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление.
Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.) и при отсутствии знаков приоритета.

Тема 7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов - 2 ч.
Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей».
Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств.
Правила остановки транспортных средств перед переездом. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.
Запрещения, действующие на железнодорожном переезде.
Случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги.
Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Практическое занятие по темам 6-7 – 6 ч.
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.
Развитие навыков прогнозирования в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченного обзора. Отработка навыков действий при вынужденной остановке на железнодорожном переезде.

Тема 8. Особые условия движения – 2 ч.
Движение по автомагистралям. Запрещения, вводимые на автомагистралях. Обязанности водителей при вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали и на обочине.
Движение в жилых зонах.
Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка.
Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. Правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки.
Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Включение ближнего света фар в светлое время суток. Действия водителя при ослеплении. Порядок использования противотуманных фар, фары-прожектора, фары-искателя и задних противотуманных фонарей, знака автопоезда.
Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов.
Буксировка механических транспортных средств. Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки.
Случаи, когда буксировка запрещена.
Перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах. Опасные последствия несоблюдения правил буксировки механических транспортных средств.
Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному механическому транспортному средству.

Тема 9. Перевозка людей и грузов – 1 ч.
Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей.
Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства.
Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с ГИБДД.
Опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей и грузов.

Тема 10. Техническое состояние и оборудование транспортных средств – 2 ч.
Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.
Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно – следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.
Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

Тема 11. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения – 1 ч.
Регистрация (перерегистрация) транспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Требования к оборудованию транспортных средств номерными и опознавательными знаками, предупредительными устройствами.
Опасные последствия несоблюдения правил установки опознавательных знаков и предупредительных устройств.

РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ

Тема 12. Административная ответственность – 1ч.
Понятие об административной ответственности.
Административные правонарушения. Виды административных правонарушений.
Понятие и виды административного воздействия: предупреждение, штраф, лишение права управления транспортным средством. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения.

 Тема 13. Уголовная ответственность – 1 ч.

Понятие об уголовной ответственности.
Понятие и виды автотранспортных преступлений. Характеристика автотранспортных преступлений.
Состав преступления.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Виды наказаний.
Уголовная ответственность за преступление на автомобильном транспорте.
Условия наступления уголовной ответственности.

Тема 14. Гражданская ответственность – 1 ч.
Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба.

Тема 15. Правовые основы охраны природы – 1 ч.
Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы.
Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты.
Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности.
Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

Тема 16. Право собственности на автотранспортное средство – 1 ч.
Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности на автотранспортное средство.
Налог с владельца транспортного средства.
Документация на транспортное средство.

Тема 17. Страхование водителя и транспортного средства – 1 ч.
Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании.
Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.
Понятие «потеря товарного вида»

  Тематический план и программа предмета «Основы управления транспортным средством 

и безопасность движения»


1. Техника управления транспортным средством-  2 часа;
2. Дорожное движение его эффективность и безопасность -  2 часа;
3. Профессиональная надежность водителя - 2 часа;
4. Психологические и психические качества водителя - 2 часа;
5. Эксплуатационные показатели транспортных средств - 2 часа;
6. Действия водителя в штатных и внештатных (критических) режимах движения - 4 часа;
7. Дорожные условия и безопасность движения - 2 часа;
8. Дорожно – транспортные происшествия-  2 часа.
ВСЕГО: 18

Тема 1. Техника управления транспортным средством – 2 ч.
Посадка водителя за рулем.
Оптимальная рабочая поза. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Типичные ошибки при выборе рабочей позы.
Назначение органов управления, приборов и индикаторов.
Приёмы действия органами управления. Техника руления.
Пуск двигателя. Прогрев двигателя на места. Прогрев в процессе раннего начала движения. Плавный разгон с последовательным переключением передач. Ограничение максимальной частота вращения коленчатого вала двигателя в процессе разгона на промежуточных передачах. Поддержание постоянной скорости движения. Действия педалью акселератора на различных режимах движения. Трогание с места, интенсивный разгон. Отрицательное влияние движения на низших передачах на расход топлива. Торможение двигателем.
Действие педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.
Использование движения «накатом» без ущерба для безопасности дорожного движения.
Поддерживание оптимального теплового режима работы двигателя. Свободный пробег транспортного средства и причины влияющие на его величину.
Выбор передачи и движение на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Трогание с места на скользкой дороге без пробуксовывания колес. Преодоление водных преград, косогоров, неглубоких канав, насыпей. Движение в темное время суток и в условиях ограниченной видимости.
Остановка и стоянка.
Скорость движения и дистанция. Изменение скорости на поворотах, разворотах и в ограниченных проездах. Выбор скорости в условиях городского движения и на автомагистралях.
Обгон и встречный разъезд на улицах с небольшим и интенсивным движением.
Проезд железнодорожных проездов. 


Тема 2. Дорожное движение. Его эффективность и безопасность– 2 ч.
Понятие о системе управления «водитель автомобиль – дорога» (ВАД). Цели и задачи функционирования системы ВАД. Роль автомобильного транспорта в транспортной системе. Эффективность, безопасность и экологичность дорожно-транспортного процесса. Дорожно – транспортное происшествие (ДТП) – отказ в функционировании транспортной системы. Другие виды отказов. Статистика эффективности, безопасности и экологичности дорожного движения в России и других странах. Факторы влияющие на безопасность: водитель, автомобиль, дорога. Определяющая роль квалификации водителя в обеспечении безопасности дорожного движения. Стаж водителя, как показатель его квалификации. Необходимость разработки количественных показателей качества управления транспортным средством для оценки квалификации водителя и реализации резервов, связанных с возможностью ее повышения.
Государственная система обеспечения безопасности и экологичности дорожного движения.
Требования по безопасности движения, предъявляемые к транспортным средствам.

Тема 3. Профессиональная надежность водителя – 2 ч.
Потребность как побудитель деятельности. Группы потребностей. Мотивы и стимулы деятельности. Цель деятельности при управлении ТС. Психический образ плана действий по достижению цели управления ТС. Действия и трудовые операции при управлении ТС. Задачи, решаемые для достижения цели управления. Оптимизация процесса управления.
ТС. Критерии оптимальности управления ТС. Канал восприятия информации водителем. Обработка информации воспринимаемой водителем. Сравнение текущей ситуации с планом действий. Оценка опасности ситуаций по величинам резервов управления. Прогноз развития ситуации. Штатные и внештатные ситуации. Психическая напряженность как средство саморегуляции, обеспечивающее повышение надежности водителя. Влияние социально-психических свойств водителя на ошибки в оценке опасности ситуации.
Составляющие надежности водителя: профессиональное мастерство, моральные качества, физическое состояние. Определение мастерства, влияние квалификации, стажа работы и возраста на мастерство водителя. Моральные качества: дисциплинированность, уважение других участников движения. Этика поведения и культура обслуживания, самообладание и предвидение. Физические и психологические качества; здоровье и возраст и их влияние на физическое состояние водителя.
Алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, и их вредное влияние на результаты деятельности водителя: замедленные реакции, ослабление внимания, ухудшение зрительного восприятия, сонливость, необратимые изменения в организме.


Тема 4. Психологические и психические качества водителя – 2 ч.
Зрительное восприятие. Поле зрения. Восприятие расстояния и скорости ТС. Избирательность восприятия информации. Направления взора. Ослепление. Адаптация и восстановление световой чувствительности. Восприятие звуковых сигналов. Маскировка звуковых сигналов под шумом.
Восприятие линейных ускорений, угловых скоростей и ускорений. Суставные ощущения. Восприятие сопротивлений и перемещения органов управления.
Возможности выполнения управляющих операций по амплитуде и усилию перемещения органов управления. Время переработки информации. Зависимость амплитуды движений рук (ног) водителя от величины входного сигнала. Психомоторные реакции водителя. Время реакции. Изменение времени реакции в зависимости от сложности дорожно-транспортной ситуации.
Мышление. Прогнозирование дорожно- транспортной ситуации.
Подготовленность водителя: знания, умения, навыки.
Требования водителя к ТС как объекту управления. Функциональный комфорт. Влияние оптимальности свойств ТС как управляемого объекта на эффективность и безопасность деятельности водителя.
Этика водителя как важный компонент этики поведения человека в обществе. Этика водителя в его взаимоотношениях с другими участниками дорожного движения. Межличностные отношения и эмоциональные состояния. Соблюдение правил дорожного движения. Взаимоотношения с другими участниками дорожного движения, представителями органов ГИБДД и милиции. Этика водителей при дорожно-транспортных происшествиях и несчастных случаях на дороге.

Тема 5. Эксплуатационные показатели транспортных средств – 2 ч.
Показатели предельных возможностей эффективного и безопасного выполнения транспортной работы: габаритные размеры, параметры массы, грузоподъемность (вместимость), скоростные и тормозные свойства, устойчивость против опрокидывания, заноса и бокового скольжения, топливная экономичность, приспособленность к различным условиям эксплуатации, надежность, эксплуатационная и ремонтная технологичность. Их влияние на эффективность и безопасность дорожного движения.
Силы, вызывающие движение ТС: тяговая, тормозная, поперечная. Сила сцепления колёс с дорогой. Резерв силы сцепления – условия безопасности движения. Сложение продольных и поперечных сил. Изменение продольной силы сцепления в зависимости от степени буксирования (блокировки) колес: изменение поперечной устойчивости против скольжения при движении накатом, разгоне торможении. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости ТС.
Система регулирования движения ТС: системы регулирования тяговой тормозной (тормозная система) и поперечной (рулевое управление) сил. Характеристика системы управления: чувствительность в перемещении органа управления, запаздывания реакции ТС на перемещение органа управления, реактивное действие (нарастание усилия при перемещении) органа управления.

Тема 6. Действия водителя в штатных и нештатных (критических) режимах движения – 4 ч.
Управление мотоциклом в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке, в темное время суток и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, по скользким дорогам, в зоне дорожных сооружений, при буксировке.
Действия водителя при возгорании транспортного средства, при падении в воду, попадания провода электролинии высокого напряжения на транспортное средство, при ударе молнии.
Понятие об эффективности управления отдельным ТС. Безопасность – условие эффективной работы транспорта. Возможные задачи, достижения цели управления водителем при управлении: достижение максимальной средней скорости при заданном расходе топлива; максимальная экономия топлива при заданной средней скорости; обеспечение максимальной надежности.
Показатели качества управления: средняя скорость, расход топлива, коэффициент равномерности движения, показатель использования топлива, среднее передаточное число в коробке передач, наработка на торможение, равномерность разгона, замедления и криволинейного движения.
Экономичное управление: применение экономичного алгоритма регулирования скорости при разгоне, ограничение максимальной скорости при низкой интенсивности движения по критерию расхода топлива, при высокой интенсивности – движение со скоростью близкой к средней скорости потока; замедление с использованием наката и торможения двигателем.

Скоростное управление: применение скоростного алгоритма регулирования скорости при разгоне, движение с максимальной (в пределах ПДД) скоростью на участках свободного движения; интенсивное торможение. Влияние интенсивности потока на среднюю скорость транспортного средства (ТС). Умение предвидеть развитие дорожно – транспортной ситуации – основное условие безопасного скоростного управления.
Влияние используемых алгоритмов управления на безопасность экологичность, резус транспортного средства.
Использование тахометра, спидометра, эконометра ( пилотажных приборов) для реализации оптимальных алгоритмов регулирования скорости движения ТС (экономичного и скоростного). Рекомендуемая последовательность переноса взора при считывании приборной информации.

Тема 7. Дорожные условия и безопасность движения – 2 ч.
Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы активной, пассивной и экологической безопасности дороги.
Виды дорожных покрытий, их характеристики. Влияние дорожных условий на безопасность движения. Дороги в населенных пунктах. Дороги в сельской местности. Автомагистрали. Особенности горных дорог.
Влияние дорожных условий на движение автомобиля. Понятие о коэффициенте сцепление шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и гидрометеорологических условий. Особенности движения в тумане, по горным дорогам. Опасные участки автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск, подъезды к мостам, железнодорожным переездам; другие опасные участки.
Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледяным переправам.
Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждении, предупредительные и световые сигналы.

Тема 8. Дорожно-транспортное происшествия – 2 ч.
Понятие о дорожно – транспортной ситуации и дорожно-транспортном происшествии. Классификация дорожно-транспортных происшествий. Аварийность в городах, на загородных дорогах, в сельской местности.
Причины возникновения дорожно- транспортных происшествий: нарушения Правил дорожного движения, неосторожные действия участников движения, выход транспортного средства из повиновения водителя, техническая неисправность транспортного средства и другие. Причины связанные с водителем: низкая классификация, переутомление, сон за рулем.
Условия возникновения дорожно-транспортных происшествий: состояние транспортного средства и дороги, наличие регулирования дорожного движения и другие условия.
Статистика дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток категориям дороги, видам транспортных средств и другим факторам.
Активная, пассивная и экологическая безопасность транспортного средства.
Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»


1. Основы анатомии и физиологии человека - 1 часа;
2. Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики - 1 часа;
3. Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях -  1 часа;
4. Психические реакции при авариях. Острые психозы. Особенности оказания помощи пострадавшим в состоянии неадекватности - 1 часа;
5. Термические поражения - 1 часа;
6. Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях - 1 часа;
7. Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния -1 часа;
8. Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксий при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП -3 часа;
9. Остановка наружного кровотечения - 3
 часа;

10. Транспортная иммобилизация -  3 часа;
11. Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины; их транспортировка, погрузка в транспорт- 2 часа;
12. Обработка ран. Десмургия- 3 часа;
13. Пользование медицинской аптечкой - 2 часа.
Итого 24 часа.

Тема 1. Основы анатомии и физиологии человека – 1 ч.
Основные представления о системах организма и их функционировании: сердечно-сосудистая система, нервная система, опорно-двигательная система. Простейшие признаки, позволяющие определить их состояние: частота пульса и дыхания, реакция зрачков, степень утраты сознания, цвет слизистых и кожных покровов.

Тема 2. Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики – 1 ч.
Характеристика транспортных средств, приспособления, предохраняющие при от травм при ДТП. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим. Повреждения, характерные для лобового столкновения, удава в бок, резкого торможения, переворачивания. Повреждения при ударе о рулевое колесо. Типичные повреждения при наезде на пешехода. Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно-мозговой травмы, повреждения позвоночника, таза, открытого пневмоторакса.

 Тема 3. Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях – 2 ч.

Определение понятий: предагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Их признаки. Содержание реанимационных мероприятий при оказании первой медицинской помощи и критерии ее эффективности.
Шок. Виды шока – травматический, геморрагический, ожоговый, кардиогенный. Аллергический. Клинические проявления шока. Комплекс противошоковых мероприятий при оказании первой медицинской помощи.
Острая дыхательная недостаточность. Причины, клинические признаки. Классификация повреждений грудной клетки. Асфиксия.
Синдром утраты сознания. Кома. Причины.
Особенности угрожающих жизни состояний у детей, стариков, беременных женщин.

Тема 4. Психические реакции при авариях. Острые психозы, особенности оказания помощи пострадавшим в состоянии неадекватности – 1 ч.
Психотические и невротические расстройства, их характеристики и частота возникновения. Аффективно-шоковые реакции, психомоторные возбуждения, истетические психозы, психогенный ступор. Особенности оказания медицинской помощи не полностью адекватным пострадавшим, как с психогенными реакциями, так и находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Тема 5. Термические поражения – 1 ч.
Термические ожоги. Клинические признаки, определение степени тяжести ожогового поражения, особенности наложения повязок, проведения иммобилизации при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим с ожогами глаз, верхних дыхательных путей.
Тепловой удар. Принципы оказания первой медицинской помощи. Ходовая травма. Отморожения, переохлаждение. Способы согревания при ходовой травме.

Тема 6. Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях-1 ч.
Основы действующего законодательства (административное и уголовное право) относительно оказания или неоказания помощи пострадавшим. Обязанности водителя автотранспорта, мед. Работника, административных служб при дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы.

Тема 7. Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния – 1 ч.
Диабетическая кома. Острая сердечно - сосудистая недостаточность. Гипертонический кризис. Эпилептический припадок. Астматический статус. Отравления. Клинические признаки, способы оказания первой медицинской помощи.

Тема 8. Проведение сердечно – легочной реанимации, устранение асфиксий при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП – 3 ч.
Оценка тяжести состояния пострадавшего и определение показаний и проведению сердечно-легочной реанимации.
Восстановление функции внешнего дыхания. Очищение ротовой полости тампоном, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. Проведение искусственного дыхания «изо рта в рот», «изо рта в нос». Использование воздуховода. Техника закрытого массажа сердца. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации пострадавшим с повреждениями лица, открытыми повреждениями грудной клетки, множественными переломами ребер.
Особенности проведения сердечно-легочной реанимации детям. Устранение механической асфиксии у детей.

Тема 9. Остановка наружного кровотечения – 3ч.
Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровотечения. Приемы временной остановки наружного кровотечения. Приемы гемостаза при кровохарканье, кровавой рвоте, подозрении на внутрибрюшное кровотечение.

Тема 10. Транспортная иммобилизация – 3 ч.
Общие принципы иммобилизации. Иммобилизация подручными средствами. Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Использование транспортных шин, их подготовка. Правила наложения транспортной иммобилизации, типичные ошибки и осложнения. Особенности Иммобилизации при повреждениях таза, позвоночника, головы, грудной клетки.

Тема 11. Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины: их транспортировка, погрузка в транспорт – 2 ч.
Приемы открывания заклиненных дверей машины, извлечения пострадавших через разбитое стекло. Особенности извлечения пострадавших с длительно придавленными конечностями. Приемы переноски различными способами. Техника укладывания пострадавших на носилки. Особенности извлечения и перекладывания пострадавших с подозрением на травму позвоночника, таза. Использование попутного транспорта для транспортировки пострадавших.

Тема 12. Обработка ран. Десмургия – 3 ч.
Техника туалета ран, дезинфицирования и наложения асептических повязок при повреждениях различной локализации. Наложение окклюзионной повязки на грудную клетку с использованием перевязочной инд. пакета или подручных средств. Наложение асептической повязки при травме брюшной стенки с эвентрацией внутренних органов. Использование подручных средств наложения повязок.

Тема 13. Пользование индивидуальной аптечкой – 2 ч.
Комплектация индивидуальной аптечки. Навыки применения ее содержимого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЖДЕНИЕ МОТОЦИКЛА 

Тематический план вождения мотоцикла

1. Начальное обучение - 6 часов;
2. Вождение в ограниченных проездах -  7 часов;
3. Вождение по дорогам-  2 часа
Внутренний экзамен - 1 час;
Экзамен в ГИБДД- 1 час.
Всего: 17


Тема 1. Начальное обучение – 6 ч.

Задание 1. Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами, пользование ими. – 1 ч.
Посадка обучаемого на мотоцикл, положение за рулем, сход с мотоцикла.
Ознакомление с расположением органов управления и контрольно-измерительных приборов. Пользование ими. Отработка правил трогания с места, переключение приборов. Пользование ими. Отработка правил трогания с места, переключение передач и торможения (при неработающем двигателе). Подготовка двигателя к пуску и пуск его. Прогрев двигателя, наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов, отработка приема открытия и закрытия дроссельной заслонки карбюратора. Трогание с места, переключение передач с низшей до высшей и торможение с работающим двигателем при поднятом ведущем колесе. Постановка рычага переключение передач в нейтральное положение.

Задание 2. Трогание с места движение по прямой и остановка мотоцикла – 1 ч.
Плавное трогание мотоцикла с места на первой передаче, движение по прямой. Поддержание соответствующей частоты вращения коленчатого вала двигателя. Сохранение равновесия, остановка мотоцикла торможением. Ускорение или замедление движения путем изменения режима работы двигателя. Выбор места для остановки. Остановка и глушение двигателя. Постановка рычага переключение передач в нейтральное положение.

Задание 3. Переключение передач в восходящем порядке – 1 ч.
Трогание с места, разгон, переключение передач с первой до высшей, движение с поворотами и остановка. Обработка сигналов поворота и остановки.

Задание 4. Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке – 1 ч.
Трогание с места, последовательное переключение передач с первой до высшей и с высшей до первой. Движение с поворотами и остановка. Отработка сигналов поворота и остановки.

Задание 5. Вождение на различных передачах. Остановка в заданном месте – 2 ч.
Трогание с места, разгон, повороты направо, налево на закруглениях кольцевого маршрута площадки. Трогание с места, разгон на коротких дистанциях. Последовательное переключение передач с первой до высшей, регулирование скорости движения открытием дроссиля. Экстренное торможение. Остановка мотоцикла в заданном месте. Последовательное переключение передач с первой до высшей и с высшей до первой.
Торможение двигателем и тормозом. Остановка мотоцикла в заданном месте.


Тема 2. Вождение в ограниченных проездах – 7 ч.

Задание 1. Проезд габаритного коридора и круга – 1 ч.
Въезд в габаритный коридор прямо и проезд по нему. Въезд в габаритный коридор с предварительным поворотом направо, налево и проезд по нему.
Вождение по кругу в направлении по часовой стрелке. Вождение по кругу против часовой стрелки.

Задание 2. Тренировка в вождении с проездом габаритного коридора и круга – 2 ч.
Въезд в габаритный коридор с предварительным поворотом направо, налево и проезд по нему. Вождение по кругу в направлении по часовой стрелки и против часовой стрелки.

Задание 3. Проезд по габаритной восьмерке. Остановка на линии «Соп». – 2 ч.
Проезд по габаритной восьмерке с въездом по направлении по часовой и против часовой стрелки. Движение на различных передачах по кольцевому маршруту с остановками на линии «Стоп» и выполнением требований дорожных знаков.

Задание 4. Комплексное вождение по ограниченным проездам – 2 ч.
Вождение с последовательным проездом габаритного коридора, змейки, восьмерки, проезд по колейной доске, остановка на линии «Стоп».

Тема 3. Вождение по дорогам – 2 ч.

Задание 1. Вождение на кольцевом маршруте площадке для учебной езды. – 2 ч.
Движение по кольцевому маршруту с объездом стоящего транспортного средства. Очередность проезда в узком месте, обгон. Встречное движение транспортных средств, разъезд.

Экзамен внутренний – 1 ч.
Цель экзамена – определить готовность обучаемого к самостоятельному вождению транспортного средства категории «А» и умение соблюдать Правила дорожного движения.
Экзамен в ГИБДД – 1 ч.

 Перечень учебного оборудования для подготовки водителей транспортного средства категории «А»


1. Двигатель мотоцикла в комплекте с приборами системы смазывания, питания, зажигания, со сцеплением и коробкой передач комплект -1
2. Приборы и детали кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения, системы смазки, питания и зажигания, ходовой части и механизмов управления комплект 1
3. Учебно-наглядное пособие по устройству и техническому обслуживанию мототранспортного средства шт 1
4. Учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки» шт 1
5. Учебно-наглядное пособие «Дорожная разметка» шт 1
6. Учебно-наглядное пособие «Сигналы регулировщика» шт 1
7. Учебно-наглядное пособие «Схема перекрестка» шт 1
8. Учебно-наглядное пособие «Схема населенного пункта, расположения дорожных знаков и средств регулирования» шт 1
9. Учебно-наглядное пособие «Маневрирование транспортных средств на проезжей части» шт 1
10. Учебно-наглядное пособие «Дорожно-транспортные ситуации и их анализ» шт 1
11. Модель светофора шт 1
12. Модель светофора с дополнительными секциями шт 1
13. Медицинская аптечка водителя шт 1
14. Правила дорожного движения Российской Федерации шт 1
15. Стенд учебной документации:
- копия лицензии;
- Государственный образовательный стандарт по профессии;
- учебный план и тематические планы по предметам программы;
- расписание занятий;
- график вождения;
- схемы маршрутов.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ксенофонтов И.В. «Основы управления мотоциклом и безопасность движения», 2005 г.
2. Ксенофонтов И.В «Устройство и техническое обслуживание мотоциклов», 2004 г.
3. Зотов И., Пономарев Б. «Справочник мотоциклиста» - М., 2001.
4. Иларионов В.А. «Правила дорожного движения в вопросах и ответах», 1994 г.