Программа "Семейная экономика"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

 

 Рассмотрено на метод. Совете

Протокол № ___«____» _______________ 20__ г.                                                                               Утверждаю:

Директор МБОУ «МУК п. Пионерский»
_____________________ Г.П. Наумов
«____» ____________________ 20__ г.

 

 

 

 


Общеобразовательная программа
социально – экономической направленности
«Семейная экономика»

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

3. Учебно – тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
4. Содержание общеобразовательной программы социально – экономической
направленности «Семейная экономика». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

5. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

 

 

Пояснительная записка

      В современных условиях все более возрастает роль семьи, важнейшей ячейки человеческого общества, во всех социально – экономических процессах, совершающихся в нашей стране, в каждом трудовом коллективе. В семье закладываются нравственные, физиологические основы бытия человека, его духовные, мировоззренческие качества. Поэтому от нравственного здоровья семьи во многом зависит и нравственное здоровье общества.
Семья обладает способностью влиять на ход развития общества.
Она как в зеркале отражает самые существенные процессы его развития – экономические, социальные, демографические.
Дополнительная общеобразовательная программа социально – экономической направленности «Семейная экономика» предназначена для обучающихся старших классов (10-11 класс).
Учебная программа разрабатывалась с учетом образовательной области «Технология», которая является одной из содержательных областей инвариантной части учебного плана общеобразовательных учреждений.
Главной целью настоящей программы является формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.

Основными задачами подготовки обучающихся старших классов является:

 создание условий развития личности, способную проявлять заботу о своей семье;
 обучение умению рационального ведения домашнего хозяйства;
 обучение умению планирования доходов и расходов семьи;
 обучение исчислению средств, из которых в совокупности складываются доходы и расходы семьи;
 формирование умения осознанно применять полученные знания на практике;
 развитие у обучающихся мышления;
 создание условий к саморазвитию учащихся;
 воспитание чувства самоконтроля и гражданственности.

Форма проведения занятий:

 традиционная форма рассмотрения теоретических вопросов и выполнение практических заданий по выработке знаний, умений и навыков;
 активные формы обучения, через деловые ролевые игры, практикумы.

 


Учебно - тематический план
общеобразовательной программы социально – экономической направленности «Семейная экономика»

количество часов 68

  

Содержание
общеобразовательной программы
социально – экономической направленности «Семейная экономика»

Тема 1. Введение – 2 ч.
Теоретическое обучение – 2 ч.
Задачи курса. Что такое экономика? Что такое богатство? Зачем люди создали экономику? Нужды и потребности людей.

Тема 2. Основы хозяйственной жизни человечества – 4 ч.
Теоретическое обучение – 2 ч.
Что помогает людям жить лучше. Деловые и экономические блага. Продолжительность жизни людей. От чего зависит продолжительность жизни людей? Уровень жизни. Специализация. Производительность труда. Пути повышения производительности труда. Торговля.
Практическое обучение – 2 ч.
Решение задач на тему «Производительность труда» Анализ ситуации «Нужна ли повару швейная машина»?

Тема 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы – 4 ч.
Теоретическое обучение – 2 ч.
Основные жизненные потребности людей. Классификация потребностей по А. Маслоу. Экономические ресурсы. Безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности экономических ресурсов. Проблема выбора.
Практическое обучение – 2 ч.
Анализ рыночных ситуаций. Упражнение «Сделайте свой выбор».

Тема № 4 Семья – ячейка общества – 4 ч.
Теоретическое обучение – 2 ч.
Эволюция семьи от институту к группе. Сущность, структура и функции современной семьи. Брак и семья сегодня. Пути возрождения и укреплении семьи. Семья – неотделимая составная часть общества.
Практическое обучение – 2 ч.
Деловая ролевая игра «Создание семьи, распределение семейного статуса».

Тема № 5. Развитие домашнего хозяйства и повышение благополучия семьи – 2 ч.
Теоретическое обучение – 2 ч.
Совершенствование организации и управления домашним хозяйством. Управление домохозяйством. Принципы управления хозяйственными системами. Функции управленческой деятельности. Функции управленческой деятельности домохозяйства. Стимулы управленческих решений в домашнем хозяйстве. Рост материального благосостояния и богатства семьи. Основные направления и пути повышения материального благосостояния семьи.
Практическое обучение – 2 ч.
Практикум: «Как рассчитывается потребность семьи в деньгах?»

 Тема №6. Источники семейных доходов – 8 ч.

Теоретическое обучение – 4 ч.

Тема № 6.1. Регулярные доходы – 2 ч.
Семейные доходы. Регулярные доходы – заработная плата. Формы оплаты труда. Повременная и сдельная заработная плата. Договорная форма оплаты труда. Доплаты и надбавки к заработной плате. Доход от предпринимательской деятельности (семейный бизнес). Стипендия. Пенсия. Денежные пособия. Алименты.

Тема № 6.2. Нерегулярные поступления – 2 ч.
Нерегулярные доходы. Премия. Арендная плата. Процент по банковским вкладам. Дивиденды. Гонорары. Случайные доходы. Карьера и доходы. Творчество и заработная плата. Интеллектуальная собственность.
Практическое обучение – 2 ч.
Практикум «Расчет семейного дохода».
Практикум: «Как рассчитывается стоимость потребительской корзины?»

Тема № 7. Семейные расходы и закономерности их изменения – 10 ч.
Теоретическое обучение – 4 ч.
Минимальный потребительский бюджет. Обязательные платежи. Коммунальные выплаты. Плата за заботу о детях (детский сад или школу).
Основные виды налоговых платежей для физических лиц в бюджеты всех уровней. Льготы по налогу на доходы физических лиц. Виды налогов вычетов.
Питание. Хозяйственные расходы. Расходы на здоровье и бытовая техника. Культурно – бытовые расходы. Расходы на вредные привычки. Сбережения. Виды вкладов в коммерческих банках и другие финансово – кредитные учреждения. Незапланированные расходы.

Практическое обучение – 6 ч.
Тренинг «Смета расходов культурно – развлекательного мероприятия в семье».
Упражнение: «Потребительский кредит»
Практикум: «Расходная часть семейного бюджета».

Тема № 8. Бюджет семьи – 10 ч.
Теоретическое обучение – 4 ч.
Потребительский бюджет. Бюджет семьи. Бездефицитный бюджет «Как найти «утечку» семейного бюджета. Как поправить бюджет семьи и предотвратить утечку. Целевые конверты. Баланс денежных доходов и расходов населения.

Практическое обучение – 6 ч.
Упражнение: «Планируем свой месячный бюджет».
Практикум: «Как рассчитывается потребительский бюджет?»
Практикум: «Баланс денежных доходов и расходов семьи».

Тема № 9. Инфляция и семейная экономика – 8 ч.
Теоретическое обучение – 4 ч.
Индекс. Стоимость жизни. Номинальные и реальные доходы семьи. Сбережения. Номинальная ставка процента. Реальная ставка процента. Инфляция. Ожидаемая инфляция. Непредвиденная инфляция. Влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами. Потребительский кредит.
Практическое обучение – 4 ч.
Практикум:
«Расчет номинальных и реальных доходов семьи»;
«Расчет реальной и номинальной ставки процента по потребительским сбережениям.»
«Расчет уровня инфляции по сбережениям семьи».

Тема № 10. Неравенство доходов и его последствия – 10 ч.
Теоретическое обучение – 6ч.
Экономическое неравенство доходов. Причины, порождающие неравенство в распределении доходов между гражданами. Источники дифференциации в распределении доходов между гражданами. Способы измерения неравенства в доходах граждан. Богатство семьи. Абсолютное равенство. Кривая Лоренца.
Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Налоговая декларация. Пропорциональная налоговая ставка. Прогрессивное налогообложение доходов. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Бедность как экономическая проблема общества. Борьба с бедностью правительства России. Социальные программы.
Последствия неравенства доходов.

Практическое обучение – 4 ч.
Упражнение: «Расчет среднегодового дохода лиц различных профессий».
Упражнение: «Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума».
Упражнение: «Дифференция доходов населения в России».

Тема № 11. Консультация – 2 ч.
Тема № 12. Итоговое занятие – 2 ч.
Практикум
«Рациональный потребительский бюджет или социально – зрелая семья».

Литература

1. Борохов В.Б. Основы рыночной экономики и предпринимательства (дидактический материал для преподавателей системы нач. проф. образ.).- М.:ИРПО,2002
2. Липсиц И.В. Преподавание курса по экономике.-2002.
3. Липсиц И.В. Бизнес и экономика: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 кл. ОУ: Предпрофильная подготовка учащихся .- 2-е изд.- М.:Вита-Пресс,2006
4. Плешакова М.В. Деловые игры в экономике: Методология и практика: Учебное пособие.- М.: КНОРУС,2008
5. Соколова С.В. Основы экономики: Рабочая тетрадь для нач. проф. образ.- М.:"Академия",2002
6. Технология: Учебник для уч-ся 10 – 11 кл. /Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2011
7. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования.- 2-е изд. М.:ИЦ "Академия",2002
8. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие. для нач. проф. образ.- М.:ИЦ "Академия", 2010